Юмор в копирайтинге
Юмор в тексте — противоречивое явление, способное оказывать как негативное, так и позитивное влияние на читателя.
В этой статье мы разберем явление подробно. Определим, как юмор влияет на читателей, а также в каких текстах уместно его использовать.
Содержание статьи:
1. Плюсы и минусы юмора в копирайтинге
2. Как развить чувство юмора
3. Структура шуток: популярные приемы
4. Как придумать эффектную и уместную шутку
5. Книги о юморе в копирайтинге
Плюсы и минусы юмора в копирайтинге
В современной художественной литературе, рекламных текстах, статьях в блогах юмор встречается довольно часто.
Преимущества юмора в копирайтинге:
- Если автор умеет шутить, то его тексты будут получать более активный отклик у читателей.
- Юмор сближает аудиторию с автором, провоцирует положительные эмоции, повышает лояльность пользователей.
- Шутки снижают напряжение, поднимают настроение, располагают к себе, удерживают внимание.
- Юмор позволяет выделиться на фоне конкурентной информации, запомниться.
- Тексты с хорошими шутками становятся вирусными: ими активно делятся на своих страницах в соцсетях, больше лайкают и комментируют.
В то же время у юмора есть и минусы. Так, если копирайтер использует скользкие темы для юмора, например затрагивает вопросы 18+, упоминает серьезные болезни или трагедии, использует нецензурную лексику, то такой текст окажется провальным. Немногие умеют искусно обыгрывать такие темы, чтобы не вызывать у читателей отторжение. Особую осторожность нужно соблюдать в соцсетях. Нельзя использовать шутки, оскорбляющие людей по половому, национальному и другим признакам.
Другая сложность — угодить читателям сложно. Кому-то нравится тонкий британский юмор, а кому-то — на грани фола. И если чувство юмора автора входит в противоречие с чувством юмора читателей, то последние будут только раздражаться. Однако такая проблема возникает обычно в том случае, если автор плохо понимает запросы, настроение целевой аудитории.
Не для всех текстов юмор уместен. Если копирайтер пишет статью для компании, где фигурируют статистические данные, результаты исследований, то для шуток в такой работе места не найдется. А вот в рекламном посте для соцсети, в сценарии для видеоролика он может прийтись к месту.
Если же заказчик сам просит добавить шутки в текст, то тут автору, конечно, придется проявить всю креативность, вспомнить все, что он знает о юморе в копирайтинге, чтобы не упасть в грязь лицом.
Как развить чувство юмора
Умение шутить — один из важных ключевых навыков современного писателя, журналиста, сценариста. Чтобы научиться шутить, полезно развить в себе такие качества:
- Широкий кругозор. Важно быть в курсе актуальных новостей и событий, разбираться в классических произведениях, знать значения заимствованных из других языков слов.
- Наблюдательность. Существуют упражнения для развития этого навыка, которые спустя короткое время помогут замечать то, что не видят остальные.
- Эмпатия. Копирайтер должен хорошо понимать, что чувствуют другие люди, в каком душевном состоянии они находятся. При отсутствии такта есть риск добавить в текст неуместные шутки, которые отторгнут читателей и вызовут у них неприязнь.
- Смелость. Копирайтеры, которые никогда раньше не шутили в текстах, могут побаиваться насмешек и осуждения. Поэтому важно научиться отпускать сомнения и быть готовым к любой реакции со стороны аудитории. Конечно, нужно соблюдать меру и не шутить, например, на скользкие темы.
И конечно, от копирайтера требуются трудолюбие и упорство, чтобы перестать искать поводы для юмора, а легко придумывать, обыгрывать стандартные ситуации необычным способом, в хорошем смысле удивляя читателя.
Структура шуток: популярные приемы
Чаще всего конструкция шутки состоит из двух частей — сетап + панчлайн. Первая часть — подготовка, создающая ожидание, вторая — непосредственно шутка, которая удивляет читателей. Такая шутка должна «сломать шаблон» в голове у читателя, поскольку он не знает концовку.
Пример: «Я всегда учусь на ошибках других — тех, кто следует моим советам».
Что касается приемов, то к самым распространенным относятся следующие:
- Ложное противопоставление. Панчлайн шутки словно противоречит ее началу, но в действительности развивает ее. Пример: «Ему потребовалось более трех недель, чтобы подготовить хорошую речь экспромтом».
- Ложное усиление. Панчлайн словно подтверждает начало шутки, но в действительности опровергает ее. Пример: «Перестать есть на ночь очень просто. Я делал это тысячи раз!»
- Доведение до абсурда.
Чтобы развить в себе способность шутить, полезно завести отдельный файл на компьютере и записывать все свои идеи и шутки, даже если они кажутся неудачными. Вероятно, в дальнейшем, по мере развития навыков, вы сможете их усилить и удачно вставить в текст.
А еще вместо текста в теле статьи/поста вы можете добавить в конце тег или подходящий смайл, чтобы передать свое настроение и настроить аудиторию на общение, обсуждение поставленного вопроса.
Как придумать эффектную и уместную шутку
Рекомендуем придерживаться таких советов:
- Используйте контекст, понятный для конкретной целевой аудитории. Пользователи должны понимать ситуацию, определения, намеки.
- Придумайте сильную историю: лучше интересный, продуманный сюжет с 1–2 шутками, чем слабая история, напичканная смешными фразами.
- По возможности сократите шутку: чем она короче, тем сильнее эффект.
- Не используйте шутки, которые уже сотни раз встречались читателям на просторах интернета. Будьте оригинальными и креативными.
- Используйте современные локации, например кафе для хипстеров или «Пятерочку». Шутите якобы про своих знакомых: если речь идет о «парне», «подруге» или «брате», читателям становится смешнее.
- Попробуйте «подставить» своих героев, чтобы они оказались там, где не должны были быть: например, любитель мяса — в вегетарианском кафе.
Важно придумывать добрые шутки, а не злые. Добрые поднимают настроение читателям, а злые высмеивают неудачи и проблемы других.
Чтобы читатели не жаловались на то, что шутки у автора слишком скучные и избитые, важно:
- Продумать один-два сильных события, а не ударяться в бесконечный экшен.
- Не использовать избитые фразы. В то же время можно взять привычную фразу и обыграть ее, например «Назойливый, как телефонный спамер» вместо «Назойливый, как муха».
- Не использовать детальные описания.
Не нужно использовать слишком много шуток, иначе они начнут перетягивать внимание на себя, а ведь читатели пришли все же за ответом на свой вопрос.
Книги о юморе в копирайтинге
Для развития чувства юмора копирайтерам будет полезно ознакомиться с такой литературой:
- «Да вы шутите! Как сделать текст сильнее с помощью юмора», Чубукина Екатерина.
- «Юмор — это серьезно. Ваше секретное оружие в бизнесе и жизни», Аакер Дженнифер и Багдонас Наоми.
- «Как поймать юмор за хвост», Борщева Елена.
- «Школа остроумия, или Как научиться шутить», Биллевич Виктор.
- «Как развить чувство юмора», Тамберг Юрий.
Юмор в копирайтинге позволяет отойти от шаблонных текстов и научиться писать вовлекающие, захватывающие внимание статьи. Любой может научиться искусно шутить. Для этого необходимы только знание важных принципов использования юмора в копирайтинге и практика.
А если серьезно, то присыпать юмором, это, конечно, здорово, но вычищать тексты от ненужных американизмов - вот высший пилотаж!