Поведенческие факторы
Поведенческие факторы (ПФ) уже несколько лет занимают среди SEO-трендов лидирующие позиции. Фиксируется тенденция роста их влияния. В этой статье мы постараемся разобраться что это за термин, что относится к поведенческим факторам, где роботы собирают статистические данные, как работать с ПФ в 2022, чтобы успешно продвигаться в топ поиска. Материал статьи полезно почитать как новичкам в seo-продвижении и маркетинге, так и специалистам с небольшим опытом работы в сфере digital.
Содержание статьи:
1. Что такое ПФ
2. Внутренние и внешние поведенческие факторы
3. Влияние поведенческих факторов
Источники получения данных поисковиками
Как работать с поведенческими факторами
Что такое ПФ
Поведенческие факторы сайта — это совокупность специальных бизнес-метрик, позволяющих поисковым системам оценить качество сайта, проанализировать, насколько интересна площадка, какое место заслуживает в выдаче.
К ПФ относятся действия, совершаемые пользователем:
- при анализе результатов поисковой выдачи,
- при посещении ресурса.
Главный фокус сегодняшнего SEO — поведенческие факторы ранжирования. Без них другие способы продвижения проекта сегодня малоэффективны. Только если веб-ресурс нравится реальным людям, можно рассчитывать на первые позиции в выдаче поиска.
Внутренние и внешние поведенческие факторы
К внешним (кликовым) показателям относятся:
- CTR (соотношение кликов к показам). Кликабельность растет, когда целевая аудитория не просто находит сайт в результатах поиска, но и переходит на него. Чтобы повлиять на это, нужно сделать сниппет оригинальным и цепляющим. Сниппет — краткое описание страницы с ее заголовком. Оно отображается в поисковой выдаче. Если по нему кликают, авторитетность сниппета растет — содержимое отвечает запросам людей. Ввести в заблуждение поисковики не получится: если люди сразу же уходят с ресурса и идут к конкурентам, значит, не находят нужную информацию, а это, в свою очередь, ведет к падению позиции.
- Переход к другому поисковику. Посетитель не нашел ответ и решил перейти в другую поисковую систему. Такое взаимодействие расценивается как негативный сигнал.
- Среднее время до перехода на сайт.
- Единственный переход. Тексты и графика, другая информация полностью удовлетворяют потребности пользователя, нет необходимости просматривать другие результаты. Качественным считается материал, после ознакомления с которым нет необходимости что-то искать по теме, в тексте нет ошибок, которые отталкивают с первого взгляда.
- Первый и последний переход. Метрика сравнивает начальный ресурс, который привлек внимание посетителя, с тем, который удовлетворил всем его требованиям.
- Возвращение к поиску. Пользователь не нашел то, что искал. Так случается по разным причинам, например:
- неудобно пользоваться сайтом,
- страница оказалась нерелевантна запросу,
- контент посетителю неинтересен (например, завышенная цена на товар или услугу, не указаны контактные данные, статья в блоге не отвечает основному запросу).
- Длина клика. Это период времени с момента клика до возвращения к поиску или завершения сессии. Хорошо, если длина клика затянувшаяся. Поэтому так важно работать над качеством размещенного текста, изображений, удобством регистрации в системе, заказа или покупки.
- Трафик с различных источников. Логика параметра проста. Большое количество переходов на сайт из разных источников (например, email-рассылки, социальные сети, медийная реклама, мессенджеры) означает одно — сайт интересен пользователям. Как следствие — повышение позиций в результатах поиска.
- Трафик по брендовым запросам. Если количество запросов с использованием названия бренда или продукта большое, это означает лишь одно — узнаваемость компании, качество ее товаров или услуг находится на высоком уровне. Это знак, который побуждает поисковые машины к ранжированию веб-ресурса выше менее востребованных конкурентов.
К внутренним показателям относятся:
- Количество прямых заходов. Здесь все понятно. Отражаются переходы, когда человек ввел адрес сайта в поле для поиска или скопировал ссылку и перешел на сайт. Чем больше прямых заходов, тем популярнее ресурс.
- Процент отказов. Поисковые системы считают его по-разному. Например, «Яндекс» считает визит отказом, когда соблюдены условия:
- время сессии меньше 15 секунд;
- не больше одного просмотра страницы;
- не зафиксировано служебное событие «неотказ».
У Google отказ — это визит, за который к серверу поступил только один запрос. Например, если посетитель зашел на сайт и вышел, не просматривая другие страницы. Высокий показатель процента отказов снижает конверсию, но не всегда можно говорить о том, что сайт некачественный. Например, в случае, если речь об одностраничнике. Причин отказов несколько: низкая скорость загрузки, несоответствие контента запросу, непривлекательный, откровенно говоря, плохой дизайн. - Глубина просмотра. Эта полезная метрика также играет большую роль при анализе данных, обозначает количество страниц, которые посетил пользователь за одну сессию. Ресурс поднимается в выдаче, если пользователи не только сразу не уходят, но и кликают по страницам, формам, ссылкам. Это говорит о его пользе, разумной перелинковке и удобстве навигации. Сложная навигация — одна из причин, по которым человек может уйти, так и не удовлетворив свой запрос. Эту проблему нужно решить одной из первых.
- Действия посетителя. Активность — положительный сигнал. Сюда относятся, например, клики по номерам телефонов, рекламе, ссылкам, кнопкам заказа, а также действия мышкой, открытие и заполнение форм, скачивание файлов, добавление товаров в корзину, комментарии и прочее. С помощью этого фактора можно оценить юзабилити, выявить популярные страницы.
- Время сессии. Поисковые роботы предполагают: чем дольше человек не закрывает сайт, тем полезнее он оказался. С другой стороны, если человек ищет простой и короткий ответ (телефонный номер, адрес), пребывание на странице, наоборот, должно быть минимальным (например, заказ такси, адрес клиники). При анализе этого показателя берется во внимание тематика проекта, цель визита.
- Точки входа и выхода. Страницы, с которых человек начал и закончил просмотр веб-площадки.
- Расшаривание контента.
Влияние поведенческих факторов
Поисковики регулярно обновляются, в действие вступают новые алгоритмы ранжирования. Для «Яндекса» ПФ имеют значительный вес, который учитывается при формировании результатов выдачи. Они приобретают возрастающую практическую значимость в поисковой оптимизации. По некоторым данным, влияние оценивается в 30 %. Конкретные метрики — коммерческая тайна, поэтому и выводы о списке ПФ можно делать только косвенные.
Обновление поисковой выдачи «Яндекса» — присвоение значков еще раз подтверждает важность поведения пользователей на площадках. Самые посещаемые сайты отмечены значком «Популярный сайт», а сайты с постоянной и активной аудиторией — значком «Выбор пользователей».
Долгое время Google не утверждал, что ПФ задействованы в алгоритмах ранжирования, но в марте 2019 года вышел патент под названием «Изменение ранжирования результатов поиска на основе неявной обратной связи с пользователем». Здесь подразумеваются кликовые поведенческие факторы в поиске, длина клика (dwell time), язык и страна пользователя.
Давайте разберемся, как поисковики собирают статистику поведения людей в интернете для проведения анализа, соблюдается ли политика конфиденциальности.
Источники получения данных поисковиками
Выделяют три источника:
- Инструменты веб-аналитики (собирают информацию не только для оптимизаторов).
- Браузеры и расширения (плагины), позволяющие существенно расширить их функциональность и повысить удобство использования. Например, «Элементы Яндекса» (ранее программа носила название «Яндекс.Бар»).
- Статистика результатов выдачи.
Как работать с поведенческими факторами
Для самостоятельного отслеживания некоторых показателей достаточно установить на сайт счетчики «Яндекс.Метрики», Google Analytics. Проанализировав информацию, логику, можно переходить непосредственно к процессу улучшения показателей собственного сайта — работать над полнотой и качеством контента, его структурой, рассказывать, преподносить информацию в нужном для пользователя виде, проверять и улучшать юзабилити, выявлять ненужные запросы, менять вид сайта в выдаче, параллельно решая насущные вопросы клиентов. Управление этим процессом — ответственное и важное дело для развития сайта.
Подход обязательно должен быть комплексным, главная роль отводится потребностям пользователей. Например, работая над снижением отказов, не потерять из вида то, в чем действительно заинтересован пользователь.
Продвигать сайт поведенческими факторами можно самостоятельно, а можно заказать уже готовую услугу. Переходите по ссылке ниже и заказывайте продвижение с гарантией результата.