Основы студийного освещения для фото
Статья будет полезна фотографам разного уровня профессиональной подготовки, а также контент-мейкерам. Мы разберем основные виды профессионального света, поговорим о приборах для съемки и правильной расстановке света в фотостудии, дадим советы начинающим фотографам для получения ожидаемого результата.
Содержание статьи:
1. Виды студийного освещения
Рисующий свет
Заполняющий свет
Фоновый свет
Контровый свет
Моделирующий свет
Привлекательные картинки
Ссылки для быстрого перехода
Контактные данные
Виджеты онлайн-чатов
2. Световое оборудование для съемки
3. Что такое импульсный и постоянный свет
4. Базовые световые схемы
«Бабочка»
Раздельный свет
Рембрандтовский свет
«Петлевое освещение»
5. Заключение
Виды студийного освещения
Характеристики, которые нужно контролировать фотографу:
- общая освещенность помещения и объекта;
- контрастность;
- затемнения в кадре, их размеры и направление;
- цветовая температура.
Давайте разберем пять основных видов света, их особенности и задачи при съемке.
Рисующий свет
Этот вид считается основным, чаще всего он в полтора раза ярче вспомогательных. Задача — осветить главный объект и подчеркнуть фактуру, задать светотеневое оформление. Может быть и мягким, и жестким — зависит от того, какие цели преследует фотограф, какого эффекта стремится достичь.
Заполняющий свет
Основная задача света — смягчить те недостатки освещения, которые дает основной источник, например осветлить тени или сделать акцент на лице модели. Обычно светоотражающая панель или софтбокс расположены со стороны фотографа, но не сбоку, так как оценить работу света можно только с того места, с которого делается кадр.
Фоновый свет
Фоновый свет в фотографии позволяет создать блики в нужных местах, сделать фон равномерным, придать тональный баланс. При создании черно-белых фото рекомендуется поменять белый фон на фон пастельного тона. При съемке человека в полный рост, как правило, используется стрип-бокс. Этот источник позволяет добиться вертикального градиента. Могут использоваться и сразу два источника по обеим сторонам.
Контровый свет
Свет выставляется за моделью: строго позади или с небольшим смещением в одну или другую сторону. Его задачи: выявить фактуру, создать нужные блики, привести цвета к монохромной гамме. Обычно используется в случаях, когда нужно отделить модель от фона, создав светлый контур.
Моделирующий свет
Задача, которую решает этот вид светового освещения, — создание сильного акцента на самом объекте или нужной части. Располагается с противоположной от объекта стороны. Можно корректировать положение прибора и интенсивность освещения по мере необходимости.
Световое оборудование для съемки
Лампы. Постоянный свет, как правило, устанавливают на подставках, чтобы в процессе можно было легко поработать с настройками светового оборудования: поменять направление и высоту. При длительной съемке рекомендуется устанавливать световое оборудование подальше от легковоспламеняющихся предметов, чтобы предупредить возгорание.
Вспышки. Приборы импульсного света включают только в момент фотографирования. Лампочки практически не нагреваются. Некоторые вспышки меньшей яркости используются в качестве постоянного осветительного прибора для лучшей фокусировки и регулировки соотношения света и тени. У таких приборов имеется управляющий модуль.
Софтбокс. Так называется насадка-каркас в форме прямоугольника, передняя часть которой — белый рассеивающий материал, а задняя обтянута черной тканью. Подходит для разных целей.
Октобокс. Восьмиугольный, не портативный софтбокс, позволяющий получить очень мягкий свет и глубокие тени. Служит отличной заменой дневному свету в помещениях или специальных фотостудиях.
Стрипбокс. Универсальный инструмент, представляющий из себя насадку для получений одновременно мягкого и жесткого света. Прекрасно подходит для создания портретов и предметных фотографий.
Портретная тарелка. Другое название выравнивающего освещение инструмента — софтрефлектор, часто используется при фэшн-съемке. Выглядит как насадка довольно большого диаметра, в центре которой — дефлектор, распределяющий лучи от источника. При грамотном обращении с устройством фотограф может добавить кадру выразительные детали, например блик в глазах или красивую подсветку локонов.
Тубус. Насадка конической формы не так часто используется в фотостудиях. Используется для подсвечивания некоторых деталей фона, предметов, частей тела человека.
Фоновый рефлектор. Модификатор предназначен для подсветки фона, может применяться самостоятельно или вместе с другими насадками, например зонтами. Главная задача большинства рефлекторов: ограничить световой поток, сконцентрировать его в заданном направлении.
Фотографический зонт. Удобная светоформирующая насадка выполняет две функции: во-первых, отражает свет, во-вторых, рассеивает его. Фотозонт на просвет чаще всего имеет белый цвет. Помогает добиться разных форм блика, дает прорисовку теней, оставляя мягкое освещение. Фотозонт на отражение может быть разным: белым, золотистым, серебристым. С внешней стороны он всегда покрыт черной тканью. Чаще всего им пользуются для создания портретов, съемки коммерческих проектов.
Дополнительные аксессуары:
- насадки на вспышку;
- адаптеры;
- крепежные элементы;
- дополнительные аккумуляторы с зарядным устройством;
- сетевые кабели;
- сумки, чехлы и т. д.
Что такое импульсный и постоянный свет
Импульсный свет дает короткую, но яркую вспышку. Для того чтобы он работал корректно, требуется синхронизатор, подсказывающий прибору, в какой момент нужно срабатывать. В студиях, как правило, синхронизатор предоставляется бесплатно.
Второе название постоянного света — киносвет. Синхронизатор не требуется, нужно или профоборудование, или любые другие источники света — лампы, фонари, гирлянды. Подойдет даже смартфон с включенным фонариком. Для деловых, детских, бьюти, фэшн-съемок используют импульсный свет.
Для экспериментальных съемок, видеосъемок, фотографирования людей с чувствительными к свету глазами используют постоянный свет.
Базовые световые схемы
Каждый фотограф, практикующий съемки в фотостудиях, знает, что правильное освещение — половина успеха. Свет и тени должны распределяться по лицу и создавать конкретную форму. В портретной фотографии выделяют 4 базовых схемы освещения. Давайте их рассмотрим.
«Бабочка»
Этот тип обычно самым первым изучают будущие профессионалы. Затраты на покупку и установку оборудования минимальны. В процессе работы на лице появляется тень, напоминающая бабочку. Иногда можно встретить другое название — гламурное или освещение Paramount.
Для получения такого освещения используется следующая схема: объект располагается между фоном и источником света, который поднимается до уровня глаз, отражатель помещается под подбородок. Фотограф встает под источником и приступает к фотографированию, при этом модель смотрит прямо.
Раздельный свет
Делит лицо человека на две равные части, одна из которых подсвечивается хорошо, а другая находится в тени. Такая постановка подходит для создания мужских портретов.
Для получения желаемого эффекта нужно расположить источник света с правой или с левой стороны от модели, в 90 градусов от объектива. Корректировать положение такого бокового освещения можно в процессе работы. Важный нюанс: свет на той части лица, что находится в тени, должен отражаться только в зрачке.
Рембрандтовский свет
Для его настройки требуется всего один источник, который нужно расположить под углом около 45 градусов в 1,5 м над головой модели и в 2 м от камеры. Корректировка в этом случае обязательна, ведь по схеме свет должен касаться век, образуя треугольный островок не шире глаза и не длиннее носа. Схема выглядит всегда очень профессионально.
«Петлевое освещение»
Универсальная схема, подходящая для фотографирования любого объекта. Петля придает глубину портрету, сохраняя яркость кадра. Результат получается не таким драматичным, как, например, при рембрандтовском освещении.
Устанавливаются внешние вспышки под углом в 45 градусов по отношению к модели. Одна выполняет функцию основного света, другая — заполняющего. Иногда применяют отражатель.
Заключение
Фотографу не обязательно использовать сразу несколько из перечисленных выше вариантов освещения, обычно достаточно 2–4 элементов, чтобы добиться нужного эффекта. Специальные фильтры для оборудования помогают изменить цвет и интенсивность потока.
***
Применяйте знания на практике и зарабатывайте на продаже своих шедевров на фотостоках. Например, на Бирже eTXT работает магазин фотографий, куда любой желающий может загрузить фото, установить цену и дождаться «своего» покупателя.