Как создать онлайн-курс
Сегодня все больше экспертов, профессионалов и просто увлеченных людей решаются выйти в онлайн и поделиться своим опытом. Однако для тех, кто никогда ранее не запускал курсы, процесс кажется туманным. Возникает много вопросов: с чего начать, какие шаги предпринять, на чём сфокусироваться в первую очередь?
Из этой статьи вы узнаете, как создавать онлайн-курсы с нуля, каких ошибок стоит избегать, а также получите полезные рекомендации по увеличению продаж.
Ключевые принципы
Чтобы создать качественный онлайн-курс, важно усвоить несколько принципов, которые должны стать фундаментом для выстраивания всего процесса. Перечислим их:
- Ценность. Ваш курс должен решать конкретную проблему или закрывать потребность целевой аудитории. Суть не в том, чтобы просто поделиться знаниями, а в том, чтобы дать слушателям инструмент, который поможет изменить их жизнь к лучшему. Например, если вы учите людей продвижению в социальных сетях, не ограничивайтесь голой теорией: разберите конкретные кейсы, дайте готовые чек-листы. Чем более прикладным будет ваш контент, тем охотнее его будут покупать и рекомендовать другим.
- Уникальность. Помогает выделиться среди конкурентов и привлечь свою целевую аудиторию. Для этого вы должны сформировать уникальное торговое предложение (УТП), найти особенность, которая будет выгодно отличать ваш курс от множества других.
- Простота восприятия. Желая глубже и шире раскрыть тему, некоторые эксперты забывают, что их аудитория – новички, которым непросто усвоить сложный материал без подготовки. Старайтесь объяснять на понятном языке, использовать примеры, кейсы, аналогии. Формируйте контент последовательными блоками, от простого к сложному.
- Интерактивность и вовлечение. Качественные инфопродукты – это не скучные лекции, а полноценный образовательный опыт, представленный в удобном и понятном виде. Используйте практические задания, живые вебинары, чаты, консультации. Чем больше вовлеченность учеников, тем лучше результаты и выше шансы, что они порекомендуют вас своим знакомым.
- Качество контента и сервиса. Информация должна быть не только полезной, но и качественно поданной: хорошая запись видео (звука, света), понятные презентации, грамотно оформленный текст, удобная навигация. Качество сервиса и своевременная обратная связь важны для удержания аудитории.
Также еще на этапе планирования необходимо предварительно определить бюджет для запуска. Создание онлайн-курса с нуля потребует определенных вложений, таких как покупка подписки на образовательной платформе, расходы на подготовку контента (тексты, видео и графика) и продвижение, выплата вознаграждения команде и т. д. Все это нужно заранее просчитать.
Чтобы проще было создать онлайн-курс, можно использовать диаграмму Ганта. Этот инструмент визуализации для планирования и управления проектами позволяет наглядно представить временные рамки выполнения задач, их последовательность и взаимосвязи.
Как создать свой онлайн-курс: алгоритм действий
Перейдем к практической части. Создание курса включает в себя несколько последовательных этапов. Предлагаем подробно остановиться на каждом.
Шаг 1: определение целей и задач
На старте важно определиться с темой и направлением курса. Исходите из своей экспертизы и сильных сторон. Например, если вы опытный UX/UI-дизайнер, то можете запустить свой онлайн-курс по основам UX- и UI-дизайна. Если вы преподаватель английского – курс с углубленными практиками разговорной речи, а специалист по ИИ может записать курс по составлению эффективных промптов для работы с популярными нейросетями.
При выборе ниши для запуска онлайн-курса ориентироваться следует не только на личные предпочтения, но и на реалии рынка. Если тема слишком узкая и не имеет спроса, вы будете вынуждены либо расширить её, либо сместить акценты.
Следующий шаг – определение образовательной цели. Вы должны понять, для чего создаете курс, для кого он предназначен и какие потребности сможет закрыть. На какие вопросы здесь нужно ответить:
- для кого создается курс? (новички или продвинутые пользователи);
- сколько будет длиться обучение? (длительный или мини-курс);
- какая степень охвата темы? (ознакомление учеников с азами или более глубокий разбор отдельного направления).
Не менее важно наметить себе бизнес-цель – свои ожидания от запуска. Варианты здесь могут быть разные. Например, формирование личного бренда или получение выручки.
Шаг 2: анализ рынка и ЦА
После того как вы определились с темой, проанализируйте рынок и свою целевую аудиторию. На этом этапе необходимо собрать как можно больше дополнительной информации о своих конкурентах и потенциальных учениках для корректировки изначально поставленных целей курса.
Анализ рынка подразумевает исследование конкурентов, изучение их предложений, цен, программ. Изучите их сайты, лендинги, социальные сети. Посмотрите отзывы учеников, выявите жалобы (например, «слишком мало практики» или «непонятные домашние задания») – эти пробелы можно использовать для усиления собственного курса.
Список вопросов, на которые в первую очередь нужно обращать внимание при анализе рынка:
- для какой аудитории создан инфопродукт;
- что обещают ученикам после завершения обучения;
- план обучения, который предлагают конкуренты;
- УТП конкурентов;
- популярный формат обучения в выбранной нише;
- выдают ли ученикам документ после завершения курса (диплом, сертификат и т .д.);
- кто выступает в качестве спикеров и др.
Анализ конкурентов поможет понять текущую ситуацию на рынке инфопродуктов, выбрать более востребованный формат обучения, создать свои уникальные преимущества, которые будут выделять среди конкурентов, лучше узнать свою ЦА.
Анализ целевой аудитории – ключевой момент при создании онлайн-курса. Эта информация поможет не только составить программу курса, но и успешно продвигать свой продукт.
Вы должны составить четкий портрет людей, которые будут покупать ваш курс. Для этого выясните следующую информацию:
- тип клиента, для которого предназначено это обучение;
- общие черты (возраст, уровень образования, профессиональный опыт, интересы, образ жизни и т. д.);
- основные «боли» (это проблема или задача, которую ваш курс должен помочь решить);
- мотивация (какая цель у учеников и как бы они хотели ее достичь);
- критерии выбора инфопродукта (что для клиента выступает решающим фактором при покупке онлайн-обучения).
Чем точнее вы поймете мотивацию и цели вашей аудитории, тем лучше сможете адаптировать контент и эффективнее продвигать свой продукт. Получить такую информацию можно при помощи опросов в сети или интервью.
Шаг 3: разработка программы обучения
Программа обучения – это архитектура вашего курса. Для новичков лучшим решением будет делегировать эту задачу опытному специалисту – методисту курсов. Однако если у вас небольшой бюджет, то можно обойтись своими силами.
Основные шаги при составлении плана обучения:
- Определение общей цели прохождения вашего курса – что ученик получит в результате. Ответить на этот вопрос несложно, если тщательно изучить свою ЦА. Например, онлайн-курсы по нейросетям могут быть направлены на общее ознакомление пользователей с темой ИИ и способами его применения, получение базовых навыков работы с конкретной нейросетью или составления правильных промптов. Несмотря на общую тему, в каждом отдельном случае программа обучения будет отличаться.
- Определение перечня практических навыков, которые должен приобрести ученик к концу обучения. Например, научиться писать оптимизированные статьи, пользоваться сервисами проверок и доводить уникальность текста до нужного значения.
- Составление плана теоретической базы – это должна быть не какая-то абстрактная информация, полная воды, а именно те знания, которые помогут ученикам на практике.
- Определение планируемых результатов и способов их оценки – чтобы понять, что ученик усвоил пройденный материал, можно задавать домашние задания. Они могут быть в виде тестирования, решения практических задач и в других форматах. Также важно обеспечить обучающимся обратную связь, чтобы они могли делать работу над ошибками.
Составьте список тем и уроков, которые необходимо пройти ученику, чтобы достичь результата. Структурируйте их последовательно, логично связывайте. Не перегружайте программу второстепенными деталями.
Продумайте длительность курса: сколько недель или месяцев он будет длиться, какое количество уроков оптимально? Слишком короткий курс может не дать ценности, а чрезмерно длинный – вымотать и вас, и учеников. Ищите баланс.
Помните о промежуточных итогах: хорошо работает разбивка на модули с контрольными точками – квизами, тестами, небольшими практическими заданиями. Это даёт ученикам ощущение прогресса.
Также на этапе разработки учебной программы нужно заранее подготовить необходимые материалы: графики, презентации, тесты, лекции и т. д.
Шаг 4: выбор формата обучения
Можно выделить несколько основных форматов онлайн-курсов:
- синхронный – предполагает одновременное присутствие всех участников (учеников и спикера) в виртуальном пространстве. Например, это может быть видеоконференция или прямой эфир. Обучение происходит в режиме реального времени;
- асинхронный – такой формат подразумевает, что материал доступен в любое удобное время. Ученики сами решают, когда и в каком темпе проходить материал и выполнять задания;
- смешанный – его также называют гибридным. Такой формат объединяет в себе элементы синхронного и асинхронного обучения. Часть занятий проводится онлайн, а другая часть – в виде видеолекций, статей и т. д.
Выбрать наиболее подходящий формат обучения поможет анализ ЦА. Также здесь нужно учитывать свои возможности и имеющиеся в распоряжении ресурсы. Например, проводить прямые эфиры проще, чем записать полноценный курс.
Шаг 5: выбор платформы
Определившись с программой и форматом онлайн-курса, нужно продумать, где его разместить. С прямыми трансляциями обычно проще. Их можно бесплатно проводить на «Ютубе» или специальных сервисах (за получение полного доступа к функционалу нужно обычно заплатить).
Если вы решили создать асинхронное обучение с небольшим бюджетом, то в этом случае тоже есть несколько бесплатных вариантов. Например, материалы можно добавить в «Google Диск» или на «Ютуб», а доступы выдавать участникам по ссылке, создать закрытый канал в Telegram и размещать там всю информацию.
Есть и другой вариант – специализированные платформы онлайн-обучения. С их помощью можно структурировать весь материал, размещать домашние задания, оперативно давать обратную связь ученикам и т. д. Критерии выбора сервиса:
- функциональность (удобно ли загружать уроки, есть ли личные кабинеты, платежные модули, системы тестирования);
- возможность подключения CRM (CRM – система управления взаимоотношениями с клиентами), чат-ботов, аналитики;
- поддержка платежных систем и удобство для международной аудитории, если вы рассчитываете работать не только на локальном рынке;
- простота интерфейса (важна понятная навигация как для вас, так и для учеников).
Попробуйте протестировать несколько платформ, посмотрите, насколько вам удобно.
Шаг 6: формирование команды
Создание онлайн-курса – это комплексная задача, которую в одиночку выполнить довольно сложно. Даже если у вас получится самостоятельно разработать программу обучения, для качественной реализации всего задуманного потребуется помощь разных специалистов. Кто может понадобиться:
- куратор – сопровождает весь учебный процесс (предоставляет подробную информацию о курсе, решает организационные вопросы, отслеживает поступление оплаты и т. д.);
- менеджер – обрабатывает заявки и доводит клиента до покупки;
- преподаватель для проверки домашних заданий – важно оперативно давать обратную связь по выполненным заданиям. В одиночку с этой задачей очень сложно справиться, особенно если учащихся много. Поэтому имеет смысл найти человека, хорошо разбирающегося в теме, для проверки и оценки работ;
- маркетолог – разработает стратегию продвижения, подготовит рекламные кампании, настроит таргетированную рекламу, email-маркетинг.
Не всегда на старте бюджет позволяет собрать полную команду, но помните, чем больше рутинных задач вы делегируете, тем больше фокуса у вас остаётся на качестве контента и стратегическом развитии продукта.
Какие ошибки допускают новички?
На первых запусках многие совершают ряд типичных ошибок, из-за которых снижаются продажи и растет количество недовольных учеников. Расскажем подробнее о каждой проблеме:
- Создание некачественного продукта – сегодня часто встречаются различные онлайн-курсы с большим количеством воды, сплошной теорией и малополезной информацией, которую легко найти в свободном доступе. Поэтому в инфопродукте важно дать информацию, которая будет представлять ценность для обучающихся, показать свою экспертность.
- Слишком большое количество информации – некоторые эксперты пытаются в один курс засунуть всё, что знают. Итог – громоздкая программа без четкой логики. Лучше сконцентрироваться на ключевом материале.
- Отсутствие четкого понимания, кто ваша ЦА, – попытки продать курс всем и сразу не приведут к большому успеху. Без понятного фокуса на проблемы определённой аудитории продаж будет меньше, а обратная связь окажется размытой.
- Недооценка визуала и удобства интерфейса – плохой дизайн, неудобная навигация, отсутствие поддержки и постоянные баги способны испортить даже самую ценную инсайдерскую информацию. Все это будет отталкивать клиентов.
- Слабая коммуникация с учениками – если нет чата или возможности задать вопрос, люди чувствуют себя брошенными и могут перестать учиться.
- Непродуманное позиционирование – если ваш продукт ничем не отличается среди сотни других, то будет очень сложно конкурировать с теми, кто уже давно работает в этой нише. Неясно, почему курс лучше аналогов. В итоге потенциальный клиент выбирает конкурентов.
Заключение
Создание и запуск онлайн-курса – это комплексный процесс, требующий продуманного подхода, тщательного анализа рынка и аудитории, внимательного отношения к контенту и сервису. Важно понимать, что успех курса складывается из множества факторов: релевантности темы, четкого портрета ЦА, продуманной программы обучения, качественной технической реализации, активного маркетинга и постоянной работы над улучшением продукта.
Не забывайте корректировать курс по мере получения обратной связи, улучшать качество материалов, экспериментировать с форматами. Помните, что ваша конечная цель – сделать так, чтобы ученики получили пользу, достигли своих целей, а ваш онлайн-курс стал для них лучшим инструментом развития.
***
Если вы закончили курсы копирайтинга и не знаете, где искать работу, Биржа контента eTXT поможет найти первых заказчиков. Здесь вы сможете выбирать интересные для себя задачи, сделать портфолио, отточить мастерство письма и начать зарабатывать. Зарегистрируйтесь в системе и сделайте первый шаг к карьере профессионального копирайтера.