Как правильно составить презентацию
В основе любого произведения лежит сюжет, который определяет последовательность событий. Если сюжетная линия тщательно проработана, то от чтения, прослушивания, просмотра невозможно оторваться. Этот же принцип действует и при работе над презентацией. Структура проекта — это основа, скелет, можно сказать, сюжет, от которого зависит эффективность материала, способность удержать внимание аудитории.
После постановки целей, анализа характера аудитории, определения типа презентации, выбора времени и места трансляции важно определить последовательность слайдов. На этом этапе создания презентации не нужно заходить в специальную программу, например в PowerPoint. Все, что нужно, — время, лист бумаги и ручка или гаджет, который позволяет делать заметки.
Содержание статьи:
1. Алгоритм создания презентации
2. Как можно начать презентацию
3. Как передать основную мысль презентации
4. Как правильно закончить презентацию
Алгоритм создания презентации
Как только в вашей голове созрел план, сформировался сюжет, переходите к работе с контентом, визуальным оформлением займетесь позже. Основная часть презентации должна занимать 60–70%. Рекомендуется разбить ее на следующие четыре блока:
- Введение в тему, ее описание.
- Описание проблемы, описание преимуществ и выгод компании или объяснение темы — в зависимости от вида презентации.
- Решение «боли» зрителя, показ успешных кейсов или закрытие вопроса краткими пояснениями — опять же в зависимости от вида презентации.
- Призыв к действию.
Подумайте над каждым пунктом структуры и коротко запишите то, о чем хотите сказать, что важного хотите донести до своей аудитории. Количество слайдов зависит от типа презентации и цели. Одна часть может быть более детализированной, другая — состоять из 1–2 слайдов, и это не будет ошибкой. Не ориентируйтесь на рекомендуемое в Сети количество слайдов для каждого раздела. Одно исключение из правил — выступление спикера из стартап-проекта. Время для показа презентации обычно ограничено организаторами.
Рассмотрим алгоритм поэтапно на примере подготовки материала для презентации компании.
Как можно начать презентацию
После подготовки титульного листа (обложки) и написания содержания можно приступать к первому блоку основной части. Он задает темп всем последующим слайдам, всему выступлению, поэтому над началом презентации стоит поработать подольше.
Начать проще всего с банального приветствия, но есть и другие способы привлечь внимание публики при онлайн- или офлайн-показе:
- Задайте вопрос. Сейчас мы говорим о презентации, когда спикер и участники взаимодействуют друг с другом через экран монитора или на живой встрече. Монолог может с первых слов вызвать скуку — попробуйте пойти другим путем и решиться на интерактив. Примеры вопросов: «Согласны ли вы с утверждением?», «Что пугает вас больше всего?», «Что бы вы сделали, если бы…?», «Что вы чувствовали, когда…?», «Представьте такую ситуацию. Что бы вы делали?».
- Используйте визуальные элементы. Картинки прекрасно подойдут для начала презентации, они делают проект убедительным, полным и привлекательным.
- Расскажите историю.
- Поделитесь малоизвестными фактами. Вызвать смех, шок или сомнение, обеспечить плавный переход к ключевой теме — вот главные цели упоминания фактов. Конечно, для этого они должны быть связаны с темой.
- Используйте цитаты. Цитата способна навести на размышления, заинтриговать аудиторию.
- Расскажите шутку. Юмор — отличный стимулятор, который снимает напряжение и устанавливает связь.
- Проведите мини-опрос. Подберите смешные вопросы, вопросы по теме выступления или те, что способны вызвать дискуссию или наладить контакт между участниками. Можно провести опрос в форме игры, это легко осуществить даже во время онлайн-вебинара.
Как передать основную мысль презентации
Второй блок презентации можно начать с рассказа о проекте. Выделите главные направления деятельности, опишите преимущества, особенности, достижения. Хороший вариант — представить слайд с инфографикой «О нас в цифрах».
Если вы представляете презентацию на мероприятии, то не забывайте использовать в речи связующие словосочетания: «Исходя из этих фактов…», «Другой важный момент касается…», «Теперь перейдем к главному». Эти словосочетания помогут избежать смысловых разрывов между предложениями, дадут понять слушателям, что вы переходите к следующей части своего выступления.
Третий блок — демонстрация успешных кейсов, примеров работ. Но не переусердствуйте, иначе презентация превратится в портфолио. Расскажите о ключевых сотрудниках, о людях, с которыми непосредственно взаимодействуют заказчики.
Как правильно закончить презентацию
Выводы в заключении не должны занимать больше 5–10% от всего объема материала. На чем сделать акцент в конце презентации, каких ошибок нужно стараться избегать?
- Если компания/проект может предложить скидку, бонусы, подарки, расскажите об этом на последних слайдах.
- Резюмируйте информацию.
- Пропишите мощный призыв к действию.
- Предоставьте контактные данные для связи.
- Не используйте в тексте «спасибо за внимание», «ваши вопросы» — банально, скучно и бесполезно.
- Меньше текста, больше визуала. Так у презентации будет шанс запомниться надолго.
При выступлении спикера с материалом на мероприятии последние слайды — помощники для перехода от монолога к диалогу с аудиторией.
***
Теперь вы знаете, как правильно составить презентацию, что учесть в начале, середине и в конце, чтобы получилась «конфетка».