Как фотографу развивать насмотренность
Насмотренность в фотографии — это визуальный опыт фотографа, то, что он увидел и осознал. Благодаря этому опыту фотограф приобретает индивидуальность в работе и создает мысленную «библиотеку» образцов, сравнивая их с личными результатами. Ему становится все легче определять гармоничные, ценные, стильные элементы в композиции и наилучшие способы их сочетания.
Содержание статьи:
1. Зачем нужна насмотренность
2. Тренируем насмотренность
3. Фильмы для фотографов для насмотренности и вдохновения
4. Подводим итоги
Зачем нужна насмотренность
Накопленный визуальный опыт — то, что помогает создавать новые идеи, запускает творческий процесс, позволяет удачным образам формироваться словно ниоткуда. Благодаря насмотренности у фотографа появляется визуальный вкус, который в нужный момент подскажет, как сделать красивый гармоничный снимок.
Также тренировка насмотренности нужна для того, чтобы:
- Уметь отличать третьесортную работу от хорошей. При взгляде на хорошие работы у вас должно быть понимание того, чем именно они отличаются. Совсем скоро вы сможете критически оценивать свои работы и вовремя вносить в них исправления.
- Придумывать идеи и креативные решения в короткие сроки. Профессиональный фотограф должен уметь за короткий срок выдать множество творческих идей, а стимулом для этого выступит огромное количество других визуальных образов, которые были просмотрены в прошлом.
- Понимать тренды. Если фотограф отслеживает, что происходит в его сфере и в мире в целом, то сможет видеть, что на данный момент актуально, а что уже устарело. В будущем вы сможете сами предугадывать тренды и делать фотографии, которые будут быстро становиться популярными.
Чаще всего идеи, которые лежат в основе необычных концепций, не рождаются у фотографов в голове, а представляют собой сочетание насмотренности, всего накопленного опыта и ассоциативного мышления.
Нет людей, которые изначально бы родились с уже развитым вкусом. Насмотренность представляет собой практический навык наподобие чтения или письма, поэтому любой сможет его развить и натренировать.
Тренируем насмотренность
Визуальная насмотренность требует всестороннего подхода:
- Изучайте картины известных художников.И живопись, и фотография основываются на визуализации, поэтому фотографам будет полезно изучить, как тот или иной художник использует цвета и формы для воплощения собственных идей. Современные художники нередко сочетают живопись с фотографией, создавая яркие и живые произведения искусства. Также живопись поможет изучить вопросы композиции и акцента на объекте, контраста, освещения. Например, «Ночные ястребы» художника Эдварда Хоппера, 1942 год, — интересный пример того, как искусственный свет из закусочной отбрасывает ночью несколько теней, как художник цветом выражает в картине тишину и простоту.
- Посещайте фотовыставки, изучайте работы своих коллег. К самым известным фотографам современности относятся Энни Лейбовиц, чьи работы отличаются отточенной постановкой освещения, Грегори Крюдсон с экстравагантными кадрами, напоминающими огромные полотна живописи, или портретист и фэшн-фотограф Ричард Аведон. Бездумно копировать чужие идеи, техники и приемы не нужно, однако необычные кадры и экспозиции обогатят насмотренность и косвенно повлияют на ваши последующие снимки.
- Создайте мудборд (с англ. mood board — «Доска настроения»). Это коллекция фотографий и иллюстраций, которые вас вдохновляют. Обычно для мудбордов используется Pinterest, где есть огромное количество картинок в разных стилях и с разными темами, их можно сохранять в собственную коллекцию.
- Смотрите фильмы для насмотренности. Это разовьет чувство вкуса, поможет выйти из творческого кризиса и просто приятно провести время. Фильмы необязательно должны быть классическими: среди современных кинокартин есть много примеров для вдохновения и саморазвития.
Фильмы для фотографов для насмотренности и вдохновения
Предлагаем ознакомиться с топ-7 лучших фильмов с визуальной точки зрения:
- «Отель “Гранд Будапешт”» (2014). Фильм необычный и детализированный: он снят в гротескном стиле, каждый кадр выстроен с максимальной точностью, все детали интерьера — на своих местах, все персонажи индивидуализированы.
- «Великий Гэтсби» (2013). Фильм получил несколько Оскаров в номинациях «Лучшая работа художника-постановщика» и «Лучший дизайн костюма». Задача художников по костюмам заключалась не в создании «урока истории», а в том, чтобы в полной мере проявить свою фантазию. В результате фильму удалось провести мост между историей и современностью, во многом благодаря визуальной составляющей.
- «Прошлой ночью в Сохо» (2021). Фильм отличается ярким визуальным оформлением в стиле «Свингующего Лондона». Сюжет разворачивается в двух временных измерениях — в наши дни и 1960-е годы. Когда два измерения соединяются, ночная сказка превращается в кошмар, однако в фильме все равно просматривается яркая и светлая история о моде, таланте и вере в себя.
- «Невероятная жизнь Уолтера Митти» (2013). Фильм понравится фотографам, которые любят снимать дикую природу, поскольку в нем есть много потрясающих пейзажей. Внутренние изменения главного героя отражаются на постановке кадра, что подсознательно заметят даже неопытные фотографы. Этот фильм часто используется для онлайн-разборов и мастер-классов для фотографов с целью разобрать приемы композиции и особенности построения кадров.
- «Ла-Ла Ленд» (2016). Одна из самых интересных визуальных составляющих — то, как костюмы влюбленной пары отражают их отношение друг к другу. Знакомство было не очень удачным, что отразилось на цветах костюмов — они не сочетаются друг с другом. На второй встрече на свидании оба героя сидят в одной, но пока неяркой цветовой гамме. По мере сближения она обогащается нежными сочетаниями, а затем образы героев дополняют друг друга. Когда они расстаются, то цвет их костюмов меняется на черный.
- «Бегущий по лезвию 2049» (2017). Фильм сформировал жанр киберпанк, а также оказал серьезное влияние на все виды искусства, включая фотографию. В костюмах героев сочетаются ретро и футуризм. Масштабное и изумительное произведение визуального искусства позитивно повлияет на развитие насмотренности в фотографии.
- «Дюна» (2021). Многие называют фильм визуальным прорывом Дени Вильнева, который снял и «Бегущего по лезвию 2049». Режиссер уловил атмосферу оригинального романа и составил восхитительный визуальный ряд. Декорации и экспозиции также на высоте. Хотя некоторые зрители, особенно не знакомые с романом, считают фильм немного затянутым, для фотографов он отлично разовьет навык насмотренности.
Во время просмотра фильмов делайте скриншоты самых красивых и эффектных сцен в отдельной папке на компьютере.
При этом просто смотреть фильмы мало, нужно обязательно их анализировать. Подумайте, чем привлекателен тот или иной кадр, какие приемы использованы, какие ассоциации он вызывает, есть ли что-то, что могло его улучшить. Все свои мысли желательно записывать.
Подводим итоги
Итак, насмотренность — непрерывный процесс по изучению и анализу новых образов и идей. Благодаря ей у фотографа появляется ориентир качества и красоты. Навык насмотренности несложно развить и натренировать, но делать это нужно постоянно — через фильмы, картины и работы коллег.
***
Развивайтесь, копите новые знания и визуальный опыт. Делайте хорошие снимки и получайте деньги, загружая и продавая свои работы в магазине фотографий на Бирже eTXT.